Корпусные детали машин являются базовыми элементами изделий. В корпусах устанавливают различные детали, механизмы, сборочные единицы, точность взаимного положения которых должна быть обеспечена в процессе работы машин.
К корпусным деталям относят коробки скоростей и подач станков, блоки цилиндров двигателей и компрессоров, корпусы редукторов, насосов и других изделий. Корпусные детали должны быть выполнены с требуемой точностью, обладать необходимыми жесткостью и виброустойчивостью, чтобы обеспечить правильное относительное положение соединяемых деталей и узлов, качественную работу механизмов и изделия.
Конструктивное исполнение корпусных деталей, материал, параметры точности определяют, исходя из служебного назначения деталей, требований к работе монтируемых в ней механизмов и условий эксплуатации. При этом учитывают технологические факторы получения заготовок, возможность обработки резанием и удобства сборки.
Корпусные детали могут быть разделены на детали коробчатой формы со значительным количеством обрабатываемых поверхностей (плоскости, отверстия, пазы), в том числе точных, расположенных параллельно или перпендикулярно друг к другу, призматические детали с большими приварочными поверхностями (один из размеров детали значительно меньше двух других) и детали сложной формы (кронштейны, бабки и др.). Приварочными считают обработанные поверхности обычно большой площади, на которые устанавливают присоединяемую деталь.
В корпусных деталях средних размеров (до 800x800x800 мм) около 10 % основных отверстий, предназначенных для монтажа валов, шпинделей, червяков, изготавливают по 6-му квалитету точности свыше 50 % отверстий — по 7-му квалитету, около 30 % — по 8, 9-му квалитетам и до 10 % — менее точными.
Диаметры основных отверстий в корпусных деталях ограничены как правило размерами 20—150 мм. Наибольшее число отверстий приходится на вспомогательные, в том числе крепежные отверстия диаметром до 20 мм.
Значительная часть корпусных деталей подвергается искусственному старению для стабилизации внутренних напряжений в отливке, уменьшения деформации после механической обработки и сохранения достигнутой точности.